|
Если вы еще не достигли климактерического
возраста, начните защищать свое сердце
прямо сейчас, чтобы, когда запасы эстрогена
в вашем организме подойдут к концу, у вас
был хороший исходный уровень. Даже если в
истории вашей семьи не было сердечных
болезней, по крайней мере придерживайтесь
трех основных правил, соблюдение которых
необходимо для их предотвращения: бросьте
курить; остановите развитие гипертонии,
изменив пищевой рацион, чтобы снизить
уровень холестерина и ожирения; побольше
занимайтесь физическими упражнениями.
Если у вас уже наступил климакс,
приведенные здесь советы приобретают для
вас еще большее значение, так как вы уже
утратили тот особый уровень защиты, которым
во время сохранения менструального цикла
обладает каждая женщина, вырабатывающая
достаточно собственных гормонов.
Бросьте курить
Курение - это самое худшее, что вы можете
сделать для собственного сердца. Оно сужает
сосуды, способствует образованию тромбов и
снижает доступ кислорода к сердечной мышце.
К тому же благодаря ему в кровь попадают
вещества, наносящие ущерб стенкам сосудов,
истончающие их и способствующие
скапливанию на них кровяных пластинок.
Выкуривание от одной до четырех сигарет в
день удваивает степень риска сердечных
болезней, а большее количество еще
увеличивает шансы их развития.
Бросив курить, вы сократите степень
вероятности сердечного приступа на 50 - 70%.
Следите за своим весом
Излишний вес вреден для здоровья любого
человека, но женщины гораздо больше склонны
к ожирению, чем мужчины. У женщин, чей вес
более чем на 30% превышает идеальный,
увеличивается степень риска сердечных
болезней не только потому, что это
перегружает сердце, но и увеличивает
предрасположенность к диабету, поднимает
уровень "плохого" ЛНП холестерина и
кровяного давления, которые сами по себе
являются факторами риска сердечных
болезней. Однако очень важно разумно
снижать собственный вес: надо делать это
постепенно и сохранять этот вес и впредь.
Откажитесь от сидячего образа жизни
Высокий уровень физической подготовки
тесным образом понижает степень риска
сердечно-сосудистых заболеваний как у
мужчин, так и у женщин. Согласно результатам,
полученным в ходе масштабного исследования
Института изучения аэробики в Далласе,
женщины, ведущие сидячий образ жизни, в
девять раз чаще умирают от сердечно-сосудистых
заболеваний, нежели физически активные.
Более того, исследователи установили, что у
регулярно занимающихся физическими
упражнениями, артерии где-то на одну треть
эластичнее, чем у тех, кто пренебрегает
физической активностью. А одно из самых
последних исследований показало, что
регулярные физические упражнения в
значительной мере защитят вас от
сердечного приступа, вызываемого
неожиданным всплеском физической
активности, таких, как бег за автобусом или
разгребание снега.
Любой вид физических упражнений в любом
количестве лучше, чем ничего, особенно если
вы делаете их не слишком много. Интенсивная
получасовая прогулка на свежем воздухе,
езда на велосипеде или работа в саду в
действительности могут оказать ощутимое
положительное влияние. Но, без всякого
сомнения, гораздо лучше регулярно
заниматься каким-то видом спорта, который
заставит ваше сердце работать хотя бы на 50%
от максимального уровня его возможностей (см.
главу 19).
|
Какова награда за физическую
активность
Наградой вам будет долгая здоровая
жизнь. Помимо пользы для сердечно-сосудистой
системы, регулярные физические
упражнения снижают тенденцию крови к
свертываемости, ведущей к образованию
тромбов, улучшают соотношение "вредного"
и "полезного" холестерина, более
эффективному использованию кислорода
мышечными тканями, увеличению
количества крови, перекачиваемой при
каждом сокращении сердца, а в периоды
напряженных усилий помогает
значительному расширению артерий,
снижению частоты сердцебиения и
кровяного давления. К тому же
физические упражнения замедляют
процесс отвердения, который по мере
старения все больше поражает наши
артерии и зачастую приводит к
инсультам.
|
Контролируйте уровень холестерина
Для женщины не столь важно общее количество
холестерина, как соотношение между ЛНП,
способствующего скоплению в артериях
кровяных пластинок, и ЛВП, функция которого
заключается в их выведении. Эстроген
способствует поддержке уровня ЛВП вплоть
до наступления климакса, после чего уровень
этого холестерина падает, увеличивая таким
образом риск сердечно-сосудистых
заболеваний. Что же касается гли-церинов (содержащихся
в крови и переносимых вместе с холестерином
жиров), представления об их роли пока
противоречивы. Но, как считают, их высокий
уровень увеличивает степень риска сердечно-сосудистых
заболеваний, особенно если это
сопровождающий диабет симптом.
Остерегайтесь диабета
Диабет, поражающий женщин после 45 лет в два
раза чаще, чем мужчин, и имеющий для них
гораздо худшие последствия - часто бывает
сопутствующим фактором сердечно-сосудистых
заболеваний, потому что большое количество
сахара в крови увеличивает уровень
глицеринов и ведет к отвердеванию артерий.
Женщины, у которых развился диабет, теряют
данный им природой десяти- или
пятнадцатилетний период отсрочки и
переходят в ту же, если не худшую, группу
риска сердечных болезней, что и мужчины
того же возраста, но у женщин выше степень
вероятности умереть от них. Шансы
страдающей диабетом женщины на сердечный
приступ в два-три раза выше, чем у здоровой.
Чаще всего самая распространенная из форм
диабета проявляется в возрасте 40 - 45 лет и
старше. Вы можете снизить степень риска
заболеть диабетом, уменьшив свой вес и
регулярно занимаясь физическими
упражнениями. Если вы уже больны диабетом,
вам жизненно необходимо постоянно держать
под контролем уровень содержания сахара в
крови.
Контролируйте кровяное давление
Хронически повышенное кровяное давление
увеличивает шансы развития стенокардии и
сердечных приступов и является самым
большим из факторов риска инсультов, хотя
женщины переносят гипертонию лучше мужчин.
Женщин меньше, по сравнению с мужчинами,
умирает от вызванных ею осложнений, и лишь у
небольшого количества женщин она
развивается, принимая более серьезные, не
поддающиеся лечению формы. Однако чем
дольше у вас продолжает держаться высокое
давление, тем худшие условия для своих
артерий вы создаете. Пусть ваш врач
регулярно измеряет у вас уровень кровяного
давления; и если оно повышается, делайте все
возможное для его снижения, сменив, если
необходимо, и лекарства, и образ жизни.
Половина всех женщин с повышенным кровяным
давлением страдает ожирением, но когда
страдающие гипертонией женщины с излишним
весом сбавляют его, то и кровяное давление у
них понижается.
Кстати, одной из наиболее
распространенных причин гипертонии
является злоупотребление алкоголем. Если
вы пьете и у вас недавно обнаружили
повышенное кровяное давление, откажитесь
от употребления спиртного и вновь измерьте
давление.
В профилактических целях измените свой
пищевой рацион
Сократите потребление жиров, чтобы они в
целом составляли не более 30% вашего рациона,
если в истории болезни вашей семьи не было
сердечных болезней. Еще сильнее ограничьте
их потребление - до 20 - 25%, а если сумеете,
даже перейдите на вегетарианскую диету в
том случае, если вы унаследовали сердечные
болезни или у вас налицо признаки того или
иного заболевания. В первую очередь,
откажитесь от потребления жиров животного
происхождения, а потребление
комбинированных жиров должно составить не
более 10%. По возможности замените их
однородными жирами растительного
происхождения, к примеру такими, как
оливковое масло. Потребляйте больше овощей,
фруктов, зерновых, в первую очередь,
содержащих витамины-противоокислители.
Потребляйте противоокислительные
витамины
В настоящее время продолжают поступать все
новые и новые свидетельства того, что
простой, но надежной мерой против сердечных
приступов и поражения артерий является
диета, содержащая большое количество
противоокислительных витаминов - С, Е и бета-каротина.
Противоокислительные витамины - это
вещества препятствующие окислению
вредного холестерина ЛНП, а следовательно,
и скапливанию тромбоцитов на стенках
артерий. Хотя исследования в этой области
еще далеко не завершены, ясно одно, что
будет весьма полезным ввести в свой пищевой
рацион как можно больше продуктов,
содержащих эти витамины, и принимать эти
витамины в виде драже. Более подробную
информацию см. на с. 109.
Потребляйте фолиевую кислоту
Ряд исследований последнего времени
позволил предположить, что витамин В (также
называемый фолиевой кислотой) может помочь
предотвратить сердечные приступы, инсульты
и даже рак. Мало кто из нас ежедневно
потребляет достаточное его количество - 400
мг в день, как рекомендуется в последнее
время, - вместе с пищей. Он содержится в
печени, зелени и овощах с темно-зелеными
листьями, некоторых орехах, семенах и
зернах, бобовых, злаковых, некоторых
фруктах и овощах. Поэтому мы советуем вам
восполнять его недостаток, принимая
витаминное драже.
Пройдите курс восстановительной
гормональной терапии
Значительное преимущество женщин по
отношению к мужчинам заключается в том, что,
проходя гормональную терапию, когда
прекращается выработка гормонов в их
собственном организме, они значительно
снижают степень риска сердечных болезней.
Для женщин климактерического возраста,
относящихся к группе высокого риска
сердечно-сосудистых заболеваний, прием
эстрогена может снизить эту степень риска
почти вдвое.
Выясните семейную историю болезней
Если ваши близкие родственники страдают от
сердечно-сосудистых заболеваний или у них
случаются сердечные приступы, и в
особенности, до 50 лет, обязательно через
равные промежутки времени проходите полное
медицинское обследование.
|
Одна из девяти женщин в возрасте от 45
до 65 лет страдает от той или иной
сердечной болезни или пережила
инсульт. Это соотношение меняется на 1
к 3, когда речь идет о возрасте 65 лет и
более. Об этом свидетельствуют данные
Американской ассоциации кардиологов.
|
|